Паспорт программы
Наименование |
Программа развития школы на 2022-2025годы |
Основания для разработки |
Развитие организации образования |
Основной разработчик |
Администрация школы |
Цели |
Повышение уровня развития, умений, навыков и функциональной грамотности детей дошкольного и школьного возраста. |
Задачи |
1.Повысить качественный состав педагогических кадров . 2.Повысить качество знаний обучающихся. 3.Повысить эффективность работы с родителями 4.Совершенствовать воспитательную работу. 5.Обеспечить безопасную комфортную среду обучения. |
Сроки реализации |
2022-2025 годы |
На конец 2021-2022 учебного года в школе обучалось 175 ученика из них в классах предшкольной подготовки -20, начальной школе обучающихся-78 , в среднем звене – 77 обучающихся. Хотя школа считается малокомплектной идет тенденция увеличения воспитанников. Классы с русским языком обучения из года в год по контингенту идет на уменьшение . На начало 2021 -2022 учебного года в школе работают 43 учителей, из них молодых специалистов – 3. Средний возраст педагогов –40 лет, средний возраст администрации 40 лет. Имеют квалификационные категории: педагог эксперт –18 , модератор – 11, без категории-14,качественный состав -42% Не прошедших аттестацию -14. Педагогический состав школы постоянный ,кадрами обеспечены на 100%. Функционирует 4 методических объединения.
Оценка внешних и внутренних перспектив развития школы
Кадровые ресурсы |
||||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
|||
|
1.Осутствие в школе педагога исследователя
|
|
|
|||
Материально-технические ресурсы |
||||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
|||
|
|
|
|
|||
Информационные ресурсы |
||||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
|||
|
1.Отсутствие в кабинетах уай фай |
1.Умение коллег работать с различными электронными носителями. 2. Знание различных методов и приемов информационных технологий. 3.Возможность обучающихся свободно использовать цифровые технологии применять их эффективно в процессе исследования и поиска интересующих вопросов. |
1.Использование не желательных интернет ресурсов детьми. 2.Привыкание детей к информационным ресурса,.применять готовые ответы. |
|||
Учебно-методические условия повышения качества образования и инновационная деятельность |
||||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
|||
|
|
1.Постоянное и непрерывное участие коллег в он лайн и оффлайн курсов, семинаров. 2.Работа ведущей школы. |
|
|||
Реализация содержания образования |
||||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
|||
|
|
1.Уменьшение нагрузки учителей от 18 часов до 16 часов 2.Ведение документации в электронном формате. 3. Уменьшение отчетности |
1.Конкуренция на рынке труда |
|||
Условия развития у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, |
||||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
|||
|
2.Отсутствие возможности одаренных талантливых учащихся заниматься дома в полную силу. |
1. Желание работать в команде
|
|
|||
Условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы |
||||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
|||
1.Развитие детского самоуправления 2.Системная работа всех направлений воспитания. 3.Дебатское движение. 4.Волотерское движение. 5. Профориентационная работа. |
|
1.Возможность каждому члену детского движения участвовать в различных кружках и секциях. выразить свое мнение . 2.Эффективность работы сетевых сообществ.
|
|
|||
Условия формирования и реализации здорового образа жизни обучающихся. |
||||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
|||
|
. |
|
1.Наличие рядом со школой, магазина что влечет угрозу влияния пагубных для здоровья привычек
|
|||
Видение:
Ценности:
Приоритеты: Создание благоприятных условий и среды для обучения и воспитания.
Стратегическая цель: Повышение качества образования
Ожидаемые результаты:
Критерии успешности:
|
Содержание |
Цель |
Форма |
Сроки реализации |
Ответственные |
|
Создание творческой группы |
||||
1 |
Создание нормативно-правовой базы |
Создание методических условий для реализации плана |
приказ |
04.03-09.03 |
Школьная команда |
2 |
Анкетирование |
Выявление потребностей участников образовательного процесса |
Сбор и анализ данных |
09.03,10.03 |
Школьная команда,классные руководители |
3 |
Коучинг 1 |
Повышение Кауровня исследовательских компетенции у педагогов |
коучинг |
11.03.2022 |
Школьная команда |
4 |
Методический совет |
Обсуждение вопросов по реализации проекта Lesson Study |
совещание |
14.03.2022 |
Школьная команда |
Этап Реализации |
|||||
5 |
Наблюдение |
Определение уровня коммуникативной компетенции |
Лист наблюдения |
В течение недели |
Школьная команда |
|
|
|
|
|
|
Комментарий к проекту перспективного плана развития школы на 3-5 лет (с подробным планом на 1 месяц) (300 слов).
Окончив первый аудиторный этапкурсов я решила изменить миссию, видение и ценности школы,применить полученные знания на практике .Проанализировав анкетные данные учителей,я поняла о небходимости изменений в практике преподавания,а именно развитие исследовательских компетенции,как инструмента улучшения преподования.Голос учителя,ученика говорит о том,что в школе не на должном уровне ведется исследовательская работа. Это мне позволило внести изменения в миссию школы. Для этого я создала нормативно правовую базу,после которой собрала команду единомышлинников и рекомендовала разработать план работы в период моей практики .Для меня было интересно ,как отреагируют мои коллеги на результаты данных анкетирования. Приминив свои коммуникативные компитенции и создав условия я мотивировала свою команду в успешности проекта.Мне было приятно что команда положительно восприняла мое видение и это стало толчком для начала нашей совместной творческой деятельности.Распределив обязанности между членами школьной команды ,мы решили создать методические условия и провести коучинг для выявления уровня исследовательской компетенции.Что это нам даст?Это позволит нам не только улучшить исследовательские компетенции но и выявит слабые стороны как учителя так и ученика.Результатом коучинга стало то что, не все имеют навыки Action Research.Следующим шагом действий было планирование методического совета ,где команда школы обсудит план по реализации проекта Lesson Study . Качественный состав коллектива говорит о том что 40 %педагогов имеют категорию «педагог эксперт» 19 % «педагог модератор» 26% не имеют категорию. Что эти цифры мне говорят? Учитывая что в коллективе нет педагогов исследователей и учителей мастеров и много молодых специалистов нам необходимо усилить работу по повышению педагогического мастерства. А именно через курсы повышения квалификации , обобщение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков через наставничество.
Голос ученика говориттом, что все являются участниками кружков и секции, а их у нас достаточно и активно принимают участие в мероприятиях всех уровней. Следует в дальнейшем учесть и ту точку зрения ,где многие указали, что учителя не всегда учитывают их обратную связь. Для этого нам следует усилить работу в этом направлении.
Школьная команда призвана отработать все эти моменты у нас получится.
Приложения:
План саморазвития директора школы.
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Сроки |
Управленческие |
|
Постоянно |
Коммуникативные |
|
Постоянно |
Психологический |
|
Постоянно |
Инновационные |
|
Постоянно |
Методический |
|
Постоянно |
Годы |
Направление |
Мероприятия |
Ответственные |
2022 год |
|
|
Администрация Школьная команда развития |
|
|
Коллектив школы |
|
|
|
Администрация школы. Спонсоры. |
|
|
|
Администрация школы |
|
|
|
Учитель физкультуры. Все участники образовательного процесса. |
|
2023 |
|
|
Администрация Творческая группа развития |
|
|
Администрация школьная команда развития логопед, дефектолог, психолог. |
|
|
|
Администрация школы. Спонсоры. |
|
|
|
Все участники образовательного процесса. |
|
|
|
Учителя физкультуры. Все участники образовательного процесса. |
|
|
|
|
Администрация Представители колледжей и университетов |
|
|
Школьная команда |
|
|
|
Администрация школы. Спонсоры. |
|
|
|
Администрация школы Врачи и медработники |
|
|
|
Руководитель кружка тоғызқұмалақ |
|
2025 |
|
Совершенствование кадрового потенциала |
Администрация
|
|
|
|
Администрация Школьная команда развития |
|
|
|
Администрация школы. Спонсоры. |
|
|
|
Администрация школы. Все члены самоуправлений |
|
|
семейная спортивная игра
|
Учителя физкультуры
|
Комментарий (300 слов)
Учитывая, что это не первый опыт прохождения курсов такого уровня ,я поняла, что для понимания и составления отчета необходимо четкое видение того, что ты хочешь и это стало результатом того ,что получилось на данный момент. Я очень рада, что «попала» на эти курсы, которые в корне поменяли не только понимание функции менеджера но и учителя в целом. План развития составлен на 2021-2025гг с учетом плана на месяц .Перед этим школьная команда развития тщательно изучила Национальный проект «Качественное образование. Образованная нация»,а также Закон « Об образовании» , Программу Рухани жангыру и все конспекты- подсказки нашего тренера. Мне было приятно, что могу интерпретировать прочитанное ,услышанное и изложить все в плане развития школы. Полагаю, что мероприятия, изложенные в плане, конкретные, измеримые и достижимые. При приезде в школу я решила еще раз изучить первый краткосрочный план на месяц и внести коррективы.Cделав краткую характеристику современного состояния школы, я сделала вывод, что иду в правильном направлении, определив миссию, видение и приоритеты развития школы. Опыт реализации ПРШ-1 показал важность работы школьных тренеров и школьной команды развития. Слабым звеном профессионального развития педагогов, как оказалось, является отсутствие навыков исследования как инструмента повышения качества знаний, отсутствие педагогов исследователей и мастеров. Активизировав работу сетевых сообществ нам удалось провести ряд методических мероприятий в преддверии завершения учебного года и сделать развернутый анализ проделанного. Конечно было тяжело и мне и моим коллегам из -за загруженности и нескончаемых отчетов и информации сверху. Школьная команда не только разработала листы наблюдения, но и провела ряд мониторингов успешности и воспитанности обучающихся, разработав к ним критерий. Мониторинг, как процесс оценивания, показал себя как эффективный инструмент анализа качества преподавания, учебных достижений обучающихся, также эффективности работы научно методического объединения школы. В ожидании капитального ремонта школы все участники образовательного процесса надеются, что улучшится МТБ школы, обновится компьютерная техника, будет качественная питьевая вода, будут созданы благоприятные условия для учебно -воспитательного процесса.
Современная школа ориентировано на обучение и воспитание всесторонней личности направленного на развитие готовности воспитанников к осознанному выбору принятию самостоятельных решений и ответственного участия в жизни школы и общества в целом. В этих условиях возникает необходимость создания инновационной модели школы реализующая новые подходы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения.Эту миссию выполнила курсы повышения и квалификации руководителей организации образований по теме « Инновационный менеджмент в управлении школой». Как ключевые идеи программы поддерживали развитие школьного управления? Раньше я думала ,что для управления школой не обязательно иметь какие либо курсы, сейчас я думаю иначе .Почему? Согласно статистике 35% имеющихся навыков изменятся через 5 лет .Это значит изменится не только навыки но и рынок труда. Миссия образования в целом -это подготовка подрастающего поколения к успешной самореализации социальной адаптации в современных условиях на основе индивидуализации образовательной траектории в системе постоянного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для реализации миссии школы была проведена огромная работа. Это создание школьной команды единомышленников призванных руководить инновационными идеями и профессиональным развитием коллег. Школьная команда развития ознакомила коллег с миссией ,видением, ценности и ожидаемые результаты. Объяснив о необходимости изменений и улучшения качества преподавания мы решили ,что каждый участник образовательного процесса должен быть вовлечен в процесс практики. С какими трудностями нам пришлось столкнуться? Это прежде всего хроническая не хватка времени, так как практика проходила в сжатые сроки в последнюю четверть учебного года, нам пришлось оптимизировать некоторые мероприятия и во главу угла поставить реализацию плана моей практики .Следующий барьер на пути к достижению нашей цели -это слабый интернет или его отсутствие вообще! И не маловажным пунктом является не желание двух-трех коллег учиться , развиваться и меняться! Какие действия были предприняты для преодоления препятствии? Эффективным инструментом для повышения мотивации коллег были коучинг «Рефлексия в практике» Было выбрано три вида рефлексии, метод «Чемодан, «Мясорубка» и «Корзина» .Оказалось ,80% участников выбрали «чемодан» указывающий на то .что «заберут» полученные практические и теоретические знания и будут активно применять, но 20% коллег коучинг был интересным , и но они еще не готовы применять их , им необходимо доработать и осмыслить. Отрадным оказалось то ,что никто из коллег не выбрал «корзину» а значит, бесполезной и не нужной информации не обнаружилось. Успешными в работе команды было и то ,что наблюдалась слаженная, корректно запланирован исследование в действии. Учителя работали в группе, парами и совместными усилиями пришли к выводу , что готовы менять подходы в преподавании и обучении и с какой целью можно использовать рефлексию на уроке .Какие навыки приобрели мои коллеги ? Прежде всего исследовательский и это самое главное! Раньше я думала , что подача готовой информации хватает для моих коллег , а сейчас считаю , что только при исследовании и рефлексии собственной практики дает возможность эффективно применять инновационные методы преподавания! Важно запомнить, что все должно быть системно и давать возможность своим коллегам самовыражаться . Определив потребность коллег мы перешли к следующему важному действию - это мониторинг инновационной деятельности школы. Почему мы выбрали именно это направление? Проведя на первой практике анкетирование среди всех участников образовательного процесса выявилось ,что большинство cчитают не все участвуют в инновационном развитии школы ,родители тоже такого мнения. Если считать ,что мониторинг является одним из инструментов наблюдения за процессами для определения текущего состояния школы, то мы поняли , что оно должно быть системным, иметь четкую цель , разработать критерии мониторинга, выбрать методы анализа и оценки .полученных данных и конечно же принятие по итогам мониторинга эффективных управленческих решений. Получив знания на курсах я приобрела не оценимый опыт управления школой. Жаль ,что вышестоящие органы при запрашивании какой либо информации об образовательном процессе школы не дают обратной связи, а лишь собирают данные. После проведения ряда коучингов, я поняла , что среди моих коллег есть скрытые лидеры и молодые талантливые учителя .А это значит, что администрации школы необходимо создать методические условия и заняться повышением педагогического мастерства коллег, усилить работу наставничества и применения в практике Action Research/ Lesson Study , сетевого сообщества и процесс профессионального становления молодых специалистов. Для меня не было трудно управлять изменениями в школе! Школьная команда зная важность изменений не только в структуре работы в целом . но и в содержании тоже , изменили подходы организации работы в команде . Результаты мониторинга показали о создании благоприятных условий для обучения и воспитания подрастающего поколения. Курсы научили меня выбирать инструменты мониторинга, обрабатывать и анализировать данные, интерпретировать ее качественные и количественные данные. Я думаю, что при планировании плана развития школы в дальнейшем могу вносить изменения и коррективы , исходя из ситуации и мнения коллектива. Учитывая то, что в качественном составе отсутствует педагог исследователь, назрела необходимость развитие исследовательских навыков педагога. В команде есть учителя прошедшие курсы «Лидерство учителя в педагогическом сообществе» призванные развить выше указанные навыки. Как опытный руководитель я понимаю, что нужно руководить не только процессом ,но и изменениями тоже. Наша школа является «Ведущей школой» по сельским школам. Ведется огромная ,кропотливая работа моими коллегами по вопросам информационно коммуникативным технологиям, повышения педагогического мастерства ,рефлексия преподавания и т.д. По технологии «вход и выход» берутся срезы знаний, посещают уроки , проводят коучинги и воспитательные мероприятия и дается анализ « обратная связь» проведенным урокам. Это уже традиция . Потом наши учителя тренеры показывают мастер классы с их детьми ,чтобы показать как можно сделать урок интересным и познавательным .Что это нам дает? Возможность учителям магнитных школ самовыражаться, повысить свой статус и мотивацию, пропадает боязнь выступать перед аудиторией ! Слабой стороной магнитных школ является низкое участие в районных, областных и республиканских мероприятиях, слабая материально техническая база, малое количество детей и конечно слабый интернет, отсутствие интерактивных досок вообще. За практику взяли посещение ведущей школы магнитными школам. Коллеги уже с нашими детьми ведут уроки ,классные часы и мастер классы. Сильной стороной такого приема работы является взаимопомощь, взаимопонимание , создание коллоборативной рабочей атмосферы.
Для реализации плана развития школы необходимо включение всех участников образовательного процесса от руководителя до родителей. Школьная культура позволяет мне говорить о том , что в школе есть свои традиции устои и привычки, существует атмосфера дружбы, порядочности и толерантности.. Что я должна запомнить к следующему разу? Давать больше возможности молодым педагогам для саморазвития , школьной команде активизировать свою работу внутри сетевого сообщества, что эмоциональный интеллект повышает мотивацию к обучению, совершенствовать свои управленческие компетенции ,улучшить эмоциональный интеллект для повышения мотивации к обучению.
Приложение